Холодно быть человеком

Home Выставки Холодно быть человеком
Холодно быть человеком

Большая часть стихотворного наследия Олега Григорьева уже давно стала питерским городским фольклором. Но как художника массовый зритель его почти не знает, хотя рисунки и живописные работы Григорьева трепетно хранят и собирают многие петербургские и московские коллекционеры.

В названии выставки использована строка одного из стихотворений Григорьева — «Однако холодно быть человеком, если ты сам среди звезд не звезда». Олег Григорьев родился в 1943 году в эвакуации в Вологодской области. После снятия блокады мать с детьми вернулась в Ленинград. Он хорошо рисовал и в 13 лет поступил в Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где учился в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым подружился.

По воспоминаниям Шемякина, периодически учителя устраивали чистки в поисках «формализма», а виновных исключали. Эта участь постигла его самого, Эдуарда Зеленина, Геннадия Сотникова, Геннадия Устюгова, а через пять лет учебы исключили и Олега Григорьева. Много позже Григорьев в компании друзей, как воспоминал известный поэт Михаил Яснов, говорил, что «должен был стать художником, но не отстоял себя как живописца».

Выставка в Музее Анны Ахматовой представляет все ипостаси художника Григорьева: более 200 графических и живописных работ, фотографии, видео и арт-объекты. На стенах, разделяющих экспозиционное пространство на периоды жизни и зашитых плотной черной бумагой, ножом, как по столу, вырезаны его стихи. При входе посетителей встречает стойка с черными рабочими халатами, которые предлагают надеть каждому гостю, чтобы не испачкаться.

Еще на стойке можно взять черную фанерную лопатку с длинным черенком и черным квадратом наверху с маленькой квадратной дыркой посередине. Как рассказал корреспонденту TANR автор инсталляции, архитектор Сергей Падалко, возглавляющий архитектурную мастерскую «Витрувий и сыновья», именно эта черная квадратная лопатка с квадратной дыркой стала отправной точкой всей инсталляции. «Это устройство Олег Григорьев придумал еще в художественной школе при Академии художеств, где он учился, — объясняет он. — Он изобрел свой способ рассматривать живопись и вообще смотреть на мир сквозь прорезанное в черном картоне окошко, фактически кадрируя изображение. Олег сам себя называл „рабочим человеком“, и мы предлагаем посетителям на некоторое время стать Олегами Григорьевыми: надеть рабочие халаты, взглянуть на мир его глазами и окунуться в эпоху 1970–1980-х, когда он жил и творил».

В первом зале представлен «визуальный словарь» предметов, которые чаще всего становились героями стихов и рисунков Григорьева. Здесь собран целый букет из ключей, метел, вороньих чучел, велосипедов, ржавых железяк и сухого борщевика. В центре зала выделена маленькая комната с фотографиями Григорьева и его друзей. На экране старенького телевизора в режиме нон-стоп идет короткий фильм о его жизни. И здесь же на обоях развешаны засушенные бабочки — как напоминание о том, что из своей первой ссылки в Вологодскую область он привез коллекцию редких бабочек, которую даже хотела приобрести у него Академия наук.

«Он — один из моих любимых поэтов, но мне, искусствоведу, всегда было обидно за него как за художника, — рассказывает Ольга Морозова, сотрудница музея и куратор выставки. — И хотя он говорил, что не отстоял себя как художника, он им был. Мы собрали на выставке его работы, которые никогда вместе не встречались, даже в доме у самого Григорьева».

О том, что и все окружавшие Олега Григорьева, поэты и художники, ценили его талант рисовальщика и живописца, говорит и тот факт, что в частных коллекциях хранились даже фрагменты его работ, когда-то случайно разорванные — на выставке они соединились в одно целое.

И конечно, на всем пространстве присутствуют предметы, ставшие его «самой большой любовью» и причиной смерти, — ряды пустых винных бутылок, горки граненых стаканов. Олег Григорьев умер от прободения язвы, вызванного хроническим алкоголизмом.

«Когда читаешь подробности о жизни Григорьева, испытываешь странное чувство, — говорит Ольга Морозова. — Ты все еще восхищаешься стихами, но в какой-то момент начинаешь ощущать реальный ужас, шок от того, что он делал со своей жизнью. Когда я писала кураторский текст, я сначала думала, что это история о том, как система уничтожила художника. А потом поняла, что это и о том, как он сам себя уничтожал. Это еще и история саморазрушения художника».

Выставка «Холодно быть человеком» открыта в Музее Анны Ахматовой до 12 мая.

Источник: www.theartnewspaper.ru


Зарегистрировать отель можно по ссылке - Добавить гостиницу на booking.com, там просто и выгодно