Под взглядом фотографа

/ Арт-рынок - объявления / Новости / Под взглядом фотографа
Под взглядом фотографа

Директор PhotoESPAÑA 2017. Мария Гарсия Йело. Фото: Елена Авдеева

Альберто Диас Гутьеррес (Корда). Че Гевара. 1960. Выставка «Широко
открытые глаза. 100 лет фотографии Leica»

УМБО. Авторпортрет с камерой Leica. 1952. Фото: Елена Авдеева

Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева

Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» Фото: Елена Авдеева

Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева

Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» Фото: Елена Авдеева

Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» Фото: Елена Авдеева

Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» Фото: Елена Авдеева

Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Работа Марка Коэна. Фото: Елена Авдеева

Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» Фото: Елена Авдеева

Фестиваль PhotoESPAÑA, одно из крупнейших в мире событий в области фотографии, проходит в Мадриде каждое лето. Фестиваль дожил до своего 20-летия — и празднование будет длиться до следующего года марафоном выставок и различных программ для профессионалов фотографии и любителей. Всего в PhotoESPAÑA 2017 года вошло более 100 проектов, в которых участвуют 514 фотографов и художников.

Его директор Мария Гарсиа Йело рассказала, что в нынешнем, юбилейном году фестиваль стал еще интереснее. Помимо традиционно мощных выставок и крупных имен, он обрел новый фирменный стиль и насыщенный сайт. К фестивалю присоединилось много новых институций, в том числе международных, и появился книгоиздательский проект La Fabrica. В его рамках выходят небольшие фотокниги удобного формата и по доступной цене — 64р Photoessays, в каждой по 64 страницы лучших работ фотографов с мировым именем, выбранных редакцией La Fabrica.

Основная программа фестиваля состоит из 22 выставок и включает самые известные имена, среди которых Эллиотт Эрвитт, ироничный мастер черно-белой фотографии; Габриеле Базилико, новатор архитектурной съемки 1980-х; Кристина Гарсиа Родеро, больше всего известная съемкой религиозных культов и обрядов; Майнор Уайт, искавший точки соприкосновения фотографии, философии и музыки.

В этом году список участников почти бесконечно длинный за счет крупной выставки, посвященной 100-летию знаменитой фирмы Leica, первой начавшей выпуск фотоаппаратов, доступных каждому. Групповая выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» в Telefonica Fundacion — это более 400 снимков разных авторов и разных лет, вся история фотографии в одном проекте за весь период существования камер Leica. Если обобщать, это выставка о том, как маленькое изобретение изменило ход событий в мире фотографии, способ и форму передачи изображения. Естественно, все кадры здесь сняты на Leica и все знамениты, так что смотрятся как сборник шедевров современной фотографии.

Работа Карлоса Саура. Фото: Елена Авдеева

Кристина Гарсия Родеро на открытии своей выставки

Режиссер и фотограф Карлос Саура на открытии своей выставки. Фото: Елена Авдеева

Работы Кристины Гарсии Родеро. Фото: Елена Авдеева

На выставке Питера Фрейзера «Математика». Фото: Елена Авдеева

Работа Кристины Гарсии Родеро. Фото: Елена Авдеева

Работа Карлоса Саура. Фото: Елена Авдеева

Джефф Мермельштейн. Тротуар. 1995. Фото: Елена Авдеева

Работа Кристины Гарсии Родеро. Фото: Елена Авдеева

Работа Элиотта Эрвитта «Куба». Фото: Елена Авдеева

Работы Габриеле Базилико. Фото: Елена Авдеева

В Museum ICO проходит посвященный Габриеле Базилико проект «Энтропия и городское пространство», первая ретроспектива итальянского фотографа в Испании. По фотографиям разных лет можно проследить, как менялось его отношение к изучению городского ландшафта — от романтизма к чистой документалистике. Выставка Кристины Гарсиа Родеро, одна из самых масштабных на фестивале, — лирическое повествование о тяжелом пути паломников в святой город Лалибела в Эфиопии. Одна из самых трогательных выставок в крошечном зале Loewe Foundation посвящена Майнору Уайту — философу, фотографу и основателю влиятельного журнала Aperture Magazine, признанному великим американским фотографом только после смерти. В Ботаническом саду Мадрида в одном павильоне расположились две совершенно разные выставки: любимого всеми Эллиотта Эрмитта (каждый знает его трогательное фото, где рядом с ножками хозяйки в туфельках стоят две лапы ее пса) — его проект Cuba, фотографии, которые он делал на протяжении почти 40 лет по заказу агентства Magnum, и «Математика» Питера Фрейзера о власти системы счисления над пространством вокруг нас.

Немного особняком, из-за лирического настроения и заметно кинематографической манеры, держится выставка испанского режиссера Карлоса Сауры. Это его работы, сделанные в 1950-х годах во время путешествий по стране. Они переносят зрителя в прошлое — в Испанию бедную и печальную.

В этом году фестиваль разделился на несколько частей. Помимо основной программы есть параллельная, курировать которую пригласили фотографа Альберто Гарсиа Алекса. Он назвал свой раздел «Карт-бланш» и включил в него шесть выставок, посвященных экзальтации бытия и существованию человека за гранью всех возможных социальных норм; и именно эта часть фестиваля стала предметом бесконечных споров и обсуждений всех, кто приезжает на PhotoESPAÑA 2017. Это мрачное молчаливое погружение во внутренний диалог с миром шести авторов, исследующих границы социальных норм в интимном и болезненном контексте, ужас, боль, красоту и любовь к жизни.

Легендарный проект Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“», уже ставший историей современной фотографии, представлен здесь в максимальном масштабе. В конце 1960-х в течение нескольких лет фотограф документировал жизнь гамбургского бара, постепенно превращаясь для его завсегдатаев в подобие родственника, которому доверяют. Итогом стали более 300 фотографий, контактные отпечатки и слайд-шоу. Все смотрится как длинный черно-белый фильм, и кажется, что герои вот-вот заговорят, как в кино.

Куратор Алберто Гарсия Алекс на открытии фестиваля в Ботаническом саду. Фото: Елена Авдеева

Пауло Нозолино на открытии своей выставки «Загруженное солнце». Фото: Елена Авдеева

Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева

Андерс Петерсен на открытии своей выставки «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева

С выставки Антуана Д’Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева

Пауло Нозолино. «Загруженное солнце». Фото: Елена Авдеева

С выставки Антуана Д’Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева

Фотограф Елена Тереса Марголес и ее героиня Соня

С выставки Антуана Д’Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева

С выставки Терезы Марголис «Танцпол». Фото: Елена Авдеева

Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева

Работы Пауло Нозолино. Фото: Елена Авдеева

С выставки Антуана Д’Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева

Барбара Клемм. Витебский вокзал в Ленинграде. 1939. Фото: Елена Авдеева

С выставки Терезы Марголис «Танцпол». Фото: Елена Авдеева

Другой проект, выбранный Альберто Гарсиа Алексом, проходит в почти полной темноте. Выставка «Загруженное солнце» Пауло Нозолино вдохновлена словом «нет», пустотой и темнотой, зрителю самому предлагается определить для себя смыслы увиденного.

Хочется выделить и выставку Терезы Марголис «Танцпол» о тяжкой судьбе проституток-транссексуалов из мексиканского города Хуарес. На открытие автор пригласила одну из своих героинь — транссексуала Соню, говорящую на девяти языках.

Антуан Д’Агата, наверное, дотянулся до самого дна, рассказывая о людях, не владеющих ничем, кроме собственного тела. Его выставка Corpus — это серия инсталляций с фотографией, видео и текстом о герое, прототипом которого является сам фотограф.

Еще одна часть параллельной программы фестиваля посвящена развитию фоторынка, в ней задействовано 36 галерей Мадрида. Здесь обсуждают влияние Интернета на фотографию, новые технологии, новые явления и направления в фотографии и предлагают лекции и мастер-классы.

Основной проект продлится до 27 августа.

Leave a Reply