«Русская эмаль» 23 марта: наторговали на 10,4 миллиона рублей

/ Арт-рынок - объявления / Аукционы - где, что, по какой цене? / «Русская эмаль» 23 марта: наторговали на 10,4 миллиона рублей
«Русская эмаль» 23 марта: наторговали на 10,4 миллиона рублей

К началу субботних торгов в зале «Русской эмали» на Гоголевском бульваре все посадочные места были заняты, а все стены, витрины и полки пестрели десятками картин, скульптуры и фарфора на любой вкус и цвет. Все это изобилие было предложено в рамках традиционного «Ежемесячного аукциона русского и западноевропейского искусства». Больше полутысячи предлагавшихся в этот день лотов были разбиты на стринги изобразительного искусства, икон, изделий из серебра, ювелирных украшений, фарфора и художественного стекла, а также лаковых миниатюр, предметов мебели, нэцкэ и прочего.


  • ГРУЗИНСКИЙ Пётр Николаевич (1837–1892) Тройка зимой. 1871
    Холст, масло. 29,5 × 37,5
    Русская эмаль. 23.03.19. Лот 11
    Оценка лота (эстимейт): 650–700 тыс. руб.
    Цена: 1 млн руб.
    Источник: auction-rusenamel.ru

Торговаться и наблюдать в зале пришли около трех десятков человек. Еще примерно полсотни участников зарегистрировались онлайн. От клиентов по телефону принимали ставки несколько сотрудников аукционного дома. Заочными ставками заведовал аукционист Сергей Чистяков. Равно активно в этот раз торговались все категории участников. Чуть больше лотов выиграли зал и интернет. Чуть меньше — телефоны и заочные ставки.

В итоге с молотка ушло 44,6 % лотов, а выручка составила 10,4 миллиона рублей (24 % от среднего суммарного эстимейта). Общая статистика несколько просела, главным образом, из-за не самого популярного раздела живописи и графики, в котором из 200 лотов новых владельцев нашли только 40. То ли дело стринги серебра, фарфора и прочего ДПИ: суммарно декоративно-прикладное искусство распродали на 62 % по лотам и 72 % по деньгам. Золотую середину занял стринг икон: 47 % по лотам и 44 % по деньгам.


  • ПИСЕМСКИЙ Алексей Александрович (1859–1913) Туманное утро. Начало ХХ века
    Холст, масло. 58,3 × 89,3 см.
    Русская эмаль. 23.03.19. Лот 53
    Оценка лота (эстимейт): 1–1,2 млн руб.
    Цена: 1 млн руб.
    Источник: auction-rusenamel.ru

Два самых дорогих лота, впрочем, были именно в разделе ИЗО. Сначала всплеск покупательской активности вызвала работа знаменитого художника-баталиста и жанриста, академика Императорской Академии художеств Петра Николаевича Грузинского (1837–1892). Классический сюжет «Тройка зимой» пришелся по вкусу игрокам в зале, по телефону и по заочке. При оценке от 650 тыс. руб. торг был открыт с 750 тыс. руб. по заочной ставке, и за несколько стремительных шагов цена выросла до 1 миллиона рублей. Победителем стал участник в зале.

Чуть позже был объявлен торг за работу Алексея Александровича Писемского (1859–1913), племянника писателя А. Ф. Писемского. Пейзаж «Туманное утро» был продан по единственной заочной ставке за тот же миллион рублей.

Работы Грузинского и Писемского стали топ-лотами всего аукциона, но ими значимые продажи в разделе живописи и графики не ограничивались. Отметим также уход за 250 тыс. руб. по заочной ставке пастели «Обнаженная» Сергея Арсеньевича Виноградова (оценка 200–220 тыс. руб.). Затем, несколько покупателей в Интернете и по телефонам прямо-таки сцепились за два рисунка Касьяна Голейзовского. Это были эскизы костюмов для легендарного артистического кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту, где в свое время выступал В. Маяковский, а в оформлении его интерьеров участвовали Георгий Якулов, В. Татлин, А. Родченко, В. Ходасевич, Л. Бруни и другие яркие представители русского авангарда. Оба лота превзошли оценку минимум в 5 раз и ушли в интернет за 40 и 46 тыс. руб. соответственно (оценка каждого рисунка была 6–8 тыс. руб.).


  • ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославович (1892–1970) Матрос. Эскиз костюма для артистического кафе «Питтореск»
    Картон, акварель, карандаш, аппликация. 32 × 23,5
    Русская эмаль. 23.03.19. Лот 75
    Оценка лота (эстимейт): 6–8 тыс. руб.
    Цена: 46 тыс. руб.
    Источник: auction-rusenamel.ru

Кроме того, с небольшим торгом разыграли «Натюрморт с клубникой» Юлия Юльевича Клевера-младшего. Причем со второй попытки. Сначала картину чуть было не продали по старту по заочной ставке, но затем по просьбе зазевавшихся покупателей лот вернули на торги — и внезапно за натюрморт разыгрался спор между двумя очными участниками. В итоге со 160 тыс. руб. цена поднялась до 250 тыс. руб.

Выше оценки ушел и пейзаж Алексея Грицая «Летний сад». При эстимейте 25–30 тыс. руб. в споре зала и телефонных покупателей торг дошел до 120 тыс. руб. Картину выиграл участник в зале.

В разделе икон были проданы 14 лотов из 30 на общую сумму около 770 тыс. руб. Топ-лотом стала икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» XVI–ХVII веков с поздними записями ХIХ века. Лот приобрел очный игрок по старту за 260 тыс. руб. С превышением эстимейта ушла икона «Богоматерь Иверская» в серебряном окладе (Россия, Москва, мастер-монограммист «АЕ», 1908–1917): в споре ставок победителем снова вышел очный участник (оценка 75–79 тыс. руб.; цена 120 тыс. руб.).


  • Чернильный прибор «Медведь». Россия, Санкт-Петербург, фирма Поставщика Высочайшего двора «Братьев Грачевых», 1899–1908
    Серебро, чеканка, мрамор, резьба, шлифовка, вкладыш — стекло прозрачное зеленое
    Русская эмаль. 23.03.19. Лот 245
    Оценка лота (эстимейт): 350–385 тыс. руб.
    Цена: 420 тыс. руб.
    Источник: auction-rusenamel.ru

Хорошо прошел стринг изделий из серебра: наторговали на 60 % по лотам и 71 % по деньгам; выручка составила 870 тыс. руб. Топ-лотом стала чернильница «Медведь», изготовленная фирмой «Братья Грачёвы» в 1899–1908 гг. Лот выиграл телефонный покупатель за 420 тыс. руб. (оценка 350–385 тыс. руб.).

Больше миллиона рублей (если быть точной, то 1,145 млн руб.) принесли в этот день ювелирные украшения. Это был самый успешный стринг по процентам продаж: с молотка ушло 86 % лотов, а выручка составила 140 % от суммарного эстимейта ювелирного раздела. Почти каждый лот уходил здесь выше оценки; активно торговались и в зале, и по телефонам, и онлайн. Например, сет из серег и кольца с аметистами вырос в цене с 36 до 80 тыс. руб. Хлебниковский портсигар в русском стиле достался новому владельцу за 110 тыс. руб. при старте с 75 тыс. руб. А старинные серьги с бриллиантами и алмазами в футляре магазина Н. В. Немирова-Колодкина торговали как минимум четверо претендентов в зале и по телефонам — в итоге лот почти вдвое превысил нижний эстимейт: результат 290 тыс. руб. при оценке 150–175 тыс. руб.


  • Серьги с бриллиантами и алмазами в футляре магазина Н. В. Немирова-Колодкина. Россия, конец XIX — начало XX века
    Русская эмаль. 23.03.19. Лот 279
    Оценка лота (эстимейт): 150–175 тыс. руб.
    Цена: 290 тыс. руб.
    Источник: auction-rusenamel.ru

Больше 120 лотов фарфора и художественного стекла распродали на 71 % по лотам (новых владельцев нашли 87 лотов) и 98 % по деньгам (выручка составила почти 3 млн руб.). Традиционно в преддверии Пасхи аукционный дом «Русская эмаль» предложил вниманию коллекционеров разнообразную подборку фарфоровых пасхальных яиц. Из 15 пасхальных яиц были проданы 11 на общую сумму 520 тыс. руб.

Еще одним хитом стал чайный сервиз на одну персону «Эгоист» Императорского фарфорового завода. Лот при оценке от 255 тыс. руб. нашел нового владельца за 400 тыс. руб. Ушел с молотка и чайный сервиз «Синие цветы»: комплект из чайника, сахарницы, молочника и четырех чайных пар был продан по заочной ставке за те же 400 тыс. руб. И наконец, с 30 до 80 тыс. руб. торговались интернет, телефон и зал за чайную пару с гербом князей Голицыных. Победителем в споре ставок вышел очный игрок.


  • Чайная пара с гербом рода князей Голицыных. Конец ХIХ — начало ХХ века
    Фарфор, роспись, золочение
    Русская эмаль. 23.03.19. Лот 312
    Оценка лота (эстимейт): 30–45 тыс. руб.
    Цена: 80 тыс. руб.
    Источник: auction-rusenamel.ru

В завершающем стринге кабинетной скульптуры, лаковой миниатюры и прочего ДПИ раскупили все миниатюрные резные японские скульптуры (нэцкэ), поторговались за лаковые шкатулки, купили несколько старинных вышивок. На этой ноте был окончен очередной ежемесячный аукцион русского и западноевропейского искусства. Следующие подобные торги «Русская эмаль» планирует провести через месяц, в четверг 25 апреля.

Источник: artinvestment.ru