ТАСС уполномочен предъявить свой оцифрованный архив

/ Арт-рынок - объявления / Выставки / ТАСС уполномочен предъявить свой оцифрованный архив
ТАСС уполномочен предъявить свой оцифрованный архив

Специалисты рекламного агентства во время демонстрации вместительного багажного отсека нового автомобиля «Нива». 1975. Фото: Юрий Белозеров / Фотохроника ТАСС

Дед Мороз и тренеры по стрельбе из лука Л.Холодова (слева), И.Хринченко, а также студентка Киргизского государственного университета, кандидат в мастера спорта Л.Ненахова. 1977. Фото: В.Морев, А.Толамчева / Фотохроника ТАСС

Отдыхающие на пляже Таджикского моря. 1975. Фото: Д.Симченко / Фотохроника ТАСС

Женщина с коляской в Центральном парке имени М.Горького. 1986. Фото: Владимир Яцина / Фотохроника ТАСС

Пациентка на осмотре у врача. 1963. Фото: Фотохроника ТАСС

Бывшие партизаны Герой Советского Союза, кавалер Гарибальдийской звезды врач Н.В.Троян (справа) и депутат итальянского парламента Карла Каппони-Бентивенья. 1957. Фото: Борис Трепетов / Фотохроника ТАСС

Один из лучших охотников колхоза имени Калинина Таймырского национального округа Василий Чуприн со своей оленьей упряжкой. 1962. Фото: Эдгар Брюханенко / Фотохроника ТАСС

Святцы — книга с указанием церковных праздников по дням года, найденная при экспедиции Сибирского отделения АН СССР. 1968. Фото: Анатолий Поляков / Фотохроника ТАСС

Институт машиноведения ЦНИИ протезирования. Презентация биоманипулятора в виде кисти человека. 1958. Фото: Лев Портер, Марк Редькин /
Фотохроника ТАСС

Полет космического корабля «Союз-26». 1978. Фото: Альберт Пушкарев / Фотохроника ТАСС

Демонстрация 1 мая в Москве.1980. Фото: Эдуард Песов / Фотохроника ТАСС

«Подготовка к выставке „Главные кадры“ продолжалась полгода, — рассказывает куратор этого мегапроекта Нина Гомиашвили, — но она вполне могла затянуться на год-полтора. Это бездонный архив. Поскольку его оцифровали, я бы могла работать с ним в любой точке мира, но выбрала именно физический архив, со старыми деревянными ящиками: мне хотелось в прямом смысле дотронуться до первоисточника. Самым трудным был не выбор конкретных снимков и имен, а создание истории, сценария, по которым бы жил проект».

В итоге куратор сделала экспозицию, отталкиваясь от того, как снимки расположены в реальном архиве ТАСС — по директориям и темам. 

В советские времена ТАСС хоть и был идеологически ангажированным агентством, но именно здесь работали практически все самые профессиональные и талантливые фотографы страны. Евгений Халдей, Эммануил Евзерихин, Наум Грановский, Василий Егоров, Марк Редькин, Николай Кулешов, Лев Портер, Вадим Ковригин — эти фотокоры ТАСС стали классиками советской фотографии, которым удавалось превратить в шедевр самый унылый заказной сюжет. Одни фотографии после публикации сразу становились всенародно известными, другие десятилетиями лежали в архиве. Часть золотого фонда фотографии так и осталась в списке «НДП», что означало «Не для печати».

Большинство кадров, отобранных на выставку, как раз из тех, что никогда ранее не публиковались, хотя есть здесь и очень знаменитые. 

Среди хитов — неформальные снимки Леонида Брежнева, сделанные личным фотографом генсека Владимиром Мусаэльяном во время его прогулки на катере в Крыму. Дорогой Леонид Ильич в темных очках, подставляющий голову ветру, здесь больше напоминает голливудскую звезду, чем генерального секретаря ЦК КПСС. Технический прогресс и архаика столкнулись на снимке Эдгара Брюханенко, снявшего таймырского охотника в национальном костюме в окружении оленей на фоне новейшего самолета полярной авиации. «Биоманипулятор с книгой» Льва Портера сегодня кажется снятым в лучших традициях триллера — кадру, в котором протез протягивает книгу человеку, мог бы позавидовать сам король хоррора Альфред Хичкок. В экспозицию вошли и снимки Великой Отечественной войны, и стройки промышленных гигантов, и покорение Арктики и космоса, спортивные победы. Впрочем, летопись ТАСС от «Ильича до Ильича» на выставке даст не только официальную картинку жизни в СССР, но и покажет «социализм с человеческим лицом». Фотография на этот раз не будет безмолвствовать: в выставочных залах будут транслироваться монологи самих фотографов, рассказывающих, как появился тот или другой кадр, сегодня ставший историей.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
Главные кадры
1 – 24 ноября

Leave a Reply